ОРИЕНТИР — НА ЭКОЛОГИЮ

2018-й — год 100-летия государственной системы дополнительного образования детей в России. Ее развитие началось в нашей стране в конце XIX века, именно в это время стали возникать первые клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря и станции юных натуралистов.

История развития экологического образования в Елецком районе ведет свой отсчет с первого сентября 1991 года, когда была создана районная станция юных натуралистов, возглавляла которую Вера Николаевна Чернятина. За годы ее руководства удалось выстроить эффективное сотрудничество с главами сельских поселений и Центром занятости населения. Это давало результаты в формировании работы экологических отрядов, которые на тот момент функционировали в каждом общеобразовательном учреждении.

Их деятельность была направлена на организацию юннатских кружков и массовых природоохранных мероприятий с детьми, укрепление материально-технической базы. Немалый вклад внесли педагогические работники: Л. Курбатова, Т. Козак, Н. Осипова, В. Карасева, Ю. Можаров, А. Гусев, С. Крючкова, О. Меренкова, Е. Степаненкова, С. Филюшин.

В школах района после образования станции юных натуралистов была создана сеть кружков натуралистов. На занятиях юннаты изучали растительный и животный мир, проводили наблюдения в природе, участвовали в практической работе на учебно-опытных участках, совершали увлекательные экскурсии по заповедным местам липецкого края.

Станция юных натуралистов внесла большой вклад в создание системы трудового воспитания школьников. В процессе работы на учебно-опытных участках, которые были в каждой школе района и в теплице д. Екатериновка, формировались практические умения и навыки, шло воспитание чувства уважения к труду и любви к земле. Каждый год проходили районные и областные смотры-конкурсы учебно-опытных участков, в ходе которых подводились итоги деятельности учащихся на школьной территории и изучения растений в различных отделах: полевом, овощном, цветочно-декоративном, лекарственном и др.

Победителями становились школы № 1 с. Казаки, п. Маяк, д. Казинка, с. Малая Боевка. В конце ХХ — начале XXI века система внешкольного образования подверглась ряду реформ: обновилась структура, форма и методы обучения, начали внедрять новые образовательные технологии. Так, в декабре 2010 года естественно научная деятельность стала одним из направлений работы Центра дополнительного образования района, а так же базовой площадкой по экологическому образованию и воспитанию детей. Создаются новые детские экологические объединения, среди которых «Таволга», «Юные исследователи родного края», «Ландшафтное цветоводство», «Лесничество», «Приусадебное хозяйство» и др.

Повышение эффективности образовательного процесса по экологическому воспитанию учащихся и совершенствование профессионального мастерства педагогических работников — одно из ведущих направлений Центра дополнительного образования. Немалую методическую и консультативную помощь учителям в проведении с детьми практических занятий по озеленению, цветочному оформлению и благоустройству школьных территорий, в организации массовых мероприятий, экспериментальной и учебно-исследовательской работы оказывали методисты Д. Коннова и Е. Щекина.

В Центре разрабатываются современные образовательные программы, направленные на углубление эколого-биологических знаний, формирование трудовых навыков и практических умений, воспитание экологической культуры, ответственного отношения к природе и здоровью человека, вовлечение в общественно полезную деятельность.

Сегодня педагоги центра широко используют различные формы массовой работы с детьми, среди которых мероприятия и акции «Пусть звучат птичьи голоса», «Деревья для жизни», «Вернем Земле ее цветы», «Эко-лето», «Молодежь меняет мир» и др. Большое внимание уделяется конкурсам и выставкам, которые способствуют развитию творческой активности, интереса к экологическим проблемам и их решению.

Учащиеся детских объединений естественнонаучной направленности — неоднократные победители и призеры областных, всероссийских и международных конкурсов и выставок, среди которых «ЭкоЛидер», «Зеркало природы», «Вместо елки — новогодний букет», «Эколята-дошколята» и другие. В совершенствовании деятельности по экологическому образованию и воспитанию важное место отводится учебно-исследовательской работе и экологическому мониторингу природной среды.

По этим итогам учащиеся совместно с руководителями объединений разрабатывают практические рекомендации по сохранению видового разнообразия растений и животных, улучшению состояния окружающей среды, а с целью устранения экологических нарушений выступают в СМИ, составляют тексты листовок и обращений для жителей района, сельских администраций, сельскохозяйственных и промышленных предприятий. С результатами учебно-исследовательских работ и экологических проектов воспитанники выступают на научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней.

На протяжении многих лет учащиеся учебных объединений были победителями, дипломантами и призерами: Международного конкурса имени П. А. Мантейфеля среди юннатов стран СНГ на лучшую исследовательскую работу в области биологии и охраны природы, Всероссийских конкурсов учебно-исследовательских проектов «Вода на Земле» и «Человек на Земле», Всероссийской олимпиады «Созвездие», Всероссийской телеконференции детских эколого-исследовательских работ проекта «ЭкоСодружество», региональной молодежной научной и инженерной выставки «Шаг в будущее» и др.

100 лет назад были сформулированы первые составляющие экологически культурной личности: «Только экологическое образование, опираясь на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека, позволяющие воспитывать новое поколение с правильными экологическими ориентирами».

Е. ЕРЕМЕЕВА,

методист Центра дополнительного образования

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.


Оставить комментарий

Хорошие темы для WP, сайт на WordPress, WordPress шаблоны.